В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.
Интернет-зависимость – это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире.
В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день.
К характерным видам интернет-зависимости можно отнести навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость – навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Рекомендации по безопасному использованию Интернета для несовершеннолетних и их родителей даны и на сайте Майкрософт: http://www.microsoft.com/ru-ru/security/family-safety/kids-social.aspx,
http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx.
При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет – игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru ) посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.
Для учащихся старших классов при создании материалов по безопасности можно использовать сервисы Интернета для совместной деятельности. Работа команды учащихся в этом случае можем проводиться дистанционно. Одним из примеров является схема «Безопасность детей в Интернете». http://www.mindmeister.com/ru/12485180/
Родителям могут быть даны следующие рекомендации по формированию у учащихся навыков безопасного поведения в сети Интернет:
– научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили;
– научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения;
– позволяйте заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением;
– беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни;
– приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им.
Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.
Единство родительских и педагогических усилий поможет оптимально использовать «плюсы» и нейтрализовать «минусы» работы с ресурсами всемирной Сети.
Ссылки на электронные адреса для направления информации
о противоправном интернет-контенте
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций https://eais.rkn.gov.ru/
Дружный рунет. Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте в сети Интернет http://hotline.friendlyrunet.ru/